ГЕРОИ СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЫ

ПЯТЬ КОНТРАТАК

Г.М. АйрапетянГригорий Михайлович Айрапетян родился 22 августа 1914 года в Нагорно-Карабахской области. После окончания курсов младших лейтенантов, в 1938 году, назначен командиром стрелкового взвода.

После первого неудачного наступления советских войск на Карельском перешейке в ноябре 1939 года войска стали готовиться к новому наступлению. В дивизиях создавались штурмовые отряды, а в полках - штурмовые группы для блокирования дотов. Младший лейтенант Г.М.Айрапетян стал командиром штурмовой группы 756-го стрелкового полка 50-й дивизии на Северо-Западном фронте.

11 февраля 1940 года началось общее наступление войск. Наступающие подразделения полка успеха не имели. Только штурмовая группа Г. Айрапетяна захватила первую траншею противника на фронте в 130 метров. Здесь финны оставили 86 рядовых и командиров убитыми и ранеными. Штурмовая группа блокировала два дота противника. 11 февраля и всю ночь 12 февраля шел ожесточенный бой.

За это время было отражено пять контратак с большими для противника потерями. При отражении пятой контратаки командир штурмовой группы был тяжело ранен. Пришел в сознание Григорий Айрапетян только 17 февраля в полевом госпитале, а 8 апреля он узнал, что ему за мужество и героизм 7 апреля 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

В августе 1940 года после выздоровления младший лейтенант Г.М.Айрапетян прибыл в Ленинградское пехотное училище на должность командира курсантского взвода. С ним он участвовал в составе училища в боевых действиях на Лужском рубеже в июле-августе 1941 года. Но до июльских боев ему пришлось увидеть горе и страдания людей в июне. Немецкая авиация разбомбила эшелон с военнослужащими и гражданским населением, следовавший из Таллинна в Нарву. Его взводу было приказано выехать туда и оказать возможную помощь пострадавшим. На одной платформе с паровозом курсанты прибыли к взорванному эшелону.

"Это было страшное зрелище, - вспоминает Герой Советского Союза полковник в отставке Григорий Михайлович Айрапетян, - Горели два вагона, лежали раненые и убитые, вокруг вагонов суетились люди. Шум, крик, плач! Кто кого искал- трудно было разобраться.. .Люди разбрелись по лесу. Была паника. Кое-кто говорил, что они видели немецких парашютистов, что они вот-вот нападут. Пришлось организовать охрану эшелона, оказать помощь в сборе людей и посадку их в вагоны. Вечером этого же дня эшелон вышел в направлении Нарвы".

С возвращением из госпиталя после ранения на Лужском рубеже Григорий Айрапетян служил в училище в Березняках. В1942 году, будучи старшим лейтенантом, убыл на фронт заместителем командира батальона.

Командиром особого горно-стрелкового отряда старший лейтенант Г.М.Айрапетян был на Северном Кавказе. Его отряд помогал в горном переходе подразделениям и частям наших войск. Командиром батальона участвовал в освобождении Кубани, форсировал Днепр, освобождал территорию Украины, Молдавии, Румынии. В октябре 1944 года майор Г.М.Айрапетян был командирован на курсы "Выстрел".

В1952 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. С 1959 года полковник Григорий Михайлович Айрапетян на пенсии.

ПОСАДИЛ САМОЛЕТ НА ЛЕД

И.С. ХудяковИван Степанович Худяков родился в 1913 году в Архангельской области в семье крестьянина. После окончания педагогического училища работал учителем в школе. После окончания в 1938 году Ленинградского пехотного училища имени С.М.Кирова лейтенант И.С.Худяков был направлен в Харьковское военно-авиационное училище. Через год он стал штурманом скоростного бомбардировщика.

Началась советско-финляндская война. Полк бомбардировщиков, в котором служил лейтенант И.С.Худяков, располагался под Псковом. Здесь и получил штурман Худяков боевое крещение: бомбил укрепления врага на Карельском перешейке.

27 января 1940 года эскадрилье бомбардировщиков было приказано уничтожить эшелоны противника на железнодорожной станции. Ровно в 10 часов девять советских самолетов поднялись в небо. До намеченной цели оставалось совсем немного, когда из облаков прямо на эскадрилью обрушились девять истребителей противника. Наши летчики вступили в бой. В этом бою стрелки сбили три самолета противника. Был подбит и один наш бомбардировщик. А второй, где летчиком был Н.М.Стольников, штурманом И.С.Худяков, а стрелком-радистом Г.Д. Гуслев, получил серьезное повреждение: из строя вышел левый мотор. Бомбардировщик резко снизил скорость, отстал от своей группы.

Предвкушая легкую победу, шесть финских истребителей атаковали советский самолет. Экипаж мужественно принял бой. Пулеметные очереди прошивали бомбардировщик со всех сторон. Гуслев упорно отбивался и подбил еще два истребителя. Неожиданно заклинило пулемет. Стрелок попытался устранить задержку, но был ранен. Самолет мог лететь. И летчик настойчиво вел машину к цели. Уже видны станционные постройки, нити железнодорожных путей и эшелоны, эшелоны.. .Ранен в ногу И.С.Худяков. На какой-то миг штурман оторвался от прицела, но, превозмогая боль, снова приник к нему. Тяжелый груз был сброшен точно в цель. Бомбардировщик под градом вражеских пуль начал разворот на обратный курс. На помощь ему спешили отбомбившиеся товарищи. Они подбили еще один вражеский истребитель. Но соединиться со своей группой экипаж старшего лейтенанта Н.М. Стольникова не смог: пулеметной очередью был поврежден и правый мотор.

Под крылом самолета - лес без конца и края. И вот - белое ровное пятно. Озеро! Высокое мастерство и хладнокровие помогли Н.М. Стольникову посадить машину на лед. Летчик помог И.С.Худякову перевязать раненую ногу. Потом вдвоем они перевязали раны Г.Д. Гуслева, вынесли его из самолета и, завернув в парашют, укрыли в снежном окопе, под моторами самолета. При 45-ти градусном морозе лейтенант И.С.Худяков разобрал пулемет. Повреждения не было: просто заклинило патрон. Оба -и летчик, и штурман - обрадовались. На плоскостях и фюзеляже самолета насчитали 417 пробоин.

Минут сорок оборудовали позицию. Лопат не было, снег отгребали руками. По времени противник должен был уже появиться у озера. Вдруг из-за леса медленно выплыл самолет. Это был наш, советский одноместный разведчик. Сделав круг, краснозвездная машина качнула крыльями и взяла курс на восток. Заметил!

На озеро вышла группа финских лыжников, человек пятнадцать. Не решаясь сразу двинуться к самолету, лыжники залегли. Вскоре они осмелели, встали на лыжи и, поторапливая друг друга, двинулись к центру озера.

Когда лыжники приблизились к самолету на 150 метров, И..С. Худяков дал по ним длинную очередь. Многие финны были убиты. Два-три лыжника пытались отползти к лесу. Но пули настигли их (пехотное училище пригодилось, был ведь когда-то пулеметчиком).

Старший лейтенант Н.М.Стольников выбрался из окопа, пригнувшись, добежал до убитых и, захватив несколько автоматов с дисками, вернулся обратно. Теперь они оба могли вести огонь по противнику.

Вскоре на берегу озера появилась новая группа лыжников. Эти были осторожнее, на лед не сошли, открыли огонь по самолету из миномета. Мины рвались около самолета в глубоком снегу. Автоматные очереди поднимали снежные фонтанчики. Финны методично нащупывали советских летчиков.

С приближением сумерек противник активизировался. Под прикрытием минометного огня финские стрелки спустились на лед и, непрерывно стреляя из автоматов, стали подползать к снежному окопу. И в это время из-за леса на бреющем полете вынырнули три легких краснозвездных самолета. Обстреляв врага из пулеметов, они приземлились и, не прекращая огня, прижали противника ко льду. Н.М.Стольников и И.С.Худяков подхватили раненого Гуслева и быстро переправили его в один из самолетов. Машина взмыла в воздух и с высоты прикрывала остальных. Вскоре взлетел второй самолет. Третья машина задержалась со взлетом: штурман И.С.Худяков готовил к взрыву свой бомбовоз, чтобы он не достался врагу. Подтащив парашюты под бензобаки, он дал очередь по металлическим стыкам. Бензин моментально пропитал парашютный шелк. Лейтенант И.С.Худяков поднес спичку - и языки пламени стремительно окутали самолет.

Прихрамывая, добежал до ожидавшего его самолета, погрузил захваченные трофеи и поднялся в кабину.

7 апреля 1940 года экипажу скоростного бомбардировщика, в том числе и лейтенанту Ивану Степановичу Худякову, было присвоено звание Героя Советского Союза.

8 1941 году он окончил курсы Военно-воздушной академии. Храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны. После войны продолжал служить в Военно-Воздушных силах.

С 1954 года капитан И.С.Худяков в запасе. Жил в Сочи.

КОМАНДИР ДИВИЗИИ

С.И. ЧернякСтепан Иванович Черняк родился в 1899 году в Минской области в семье крестьянина. В Гражданскую войну командовал взводом. В 1921 году окончил пехотные курсы, а в 1924 -Ленинградскую пехотную школу. Участвовал в войне 1936-38 годов в Испании. Комбриг С.И.Черняк в советско-финляндской войне 1939-40 годов командовал дивизией.

136-я стрелковая дивизия с боями преодолевала предполье, подходя все ближе к главной оборонительной полосе противника. Разведчики, проникая вглубь обороны финнов, добывали ценные сведения о расположении дотов и дзотов, о системе огня укрепленного района.

Комбриг С.И.Черняк, анализируя и сопоставляя материалы допросов пленных и перебежчиков, все точнее выявлял обстановку, в которой предстояло действовать дивизии. Это дало возможность заранее подготовить бойцов и командиров ко всему, с чем им пришлось столкнуться впоследствии.

На учебных полях дивизии, которые находились невдалеке от линии фронта, были построены макеты дотов. Они в точности воспроизводили те сооружения, которые удалось разведать в укрепленном районе противника. Группы блокирования, созданные командиром дивизии, ежедневно осваивали искусство захвата железобетонных крепостей. Здесь же, на учебных полях, отрабатывалось взаимодействие пехоты с танками и артиллерией.

17 февраля 1940 года дивизия находилась на ответственном участке фронта, вплотную приблизилась к переднему краю укрепленного района Муола-Ильвес. Предстояли решающие бои.

Укрепленный район, который должна была прорвать дивизия, являлся одним из важнейших узлов обороны "линии Маннергейма". Он прочно запирал перешеек между озерами Яюряпян-ярви и Муолан-ярви. Передний край финской обороны на всем протяжении был оплетен четырьмя рядами проволочных заграждений, опоясан противотанковыми рвами и четырьмя ярусами массивных надолбов. Между рядами надолбов и проволочных заграждений находились минные поля. Подход к оборонительным сооружениям противника осложнялся еще и тем, что местность перед передним краем была открытая. Все пространство простреливалось ружейным и пулеметным огнем в несколько слоев с господствующей высоты пункта Муторанта. Участок прорыва составлял 1,5 км.

Чтобы создать на этом участке перевес в силах над противником, комбриг С.И.Черняк решил построить дивизию в один эшелон, а полки на главном направлении - в три эшелона.

Накануне штурма укрепленного района артиллерия заняла огневые позиции для стрельбы прямой наводкой. Саперы проделали проходы в проволочных заграждениях и надолбах. Каждая группа блокирования была нацелена на определенную долговременную точку. Выйдя на линию надолбов под ожесточенными шквалами огня, пехота вынуждена была залечь. Противотанковые орудия противника мешали продвижению танков. Группы блокирования были также прижаты к земле. Наша артиллерия усилила огонь по амбразурам дотов и дзотов, стараясь принудить их к "молчанию".

Группы блокирования, пользуясь пургой и наступающими сумерками, стали подползать к дотам. Особенно мешал нашему продвижению мощный железобетонный дот на правом фланге противника. После его уничтожения в системе огня образовалась брешь. Наступающие подразделения дивизии после этого проникли вглубь финской обороны и блокировали все доты первой линии укрепленного района. Дивизия захватила восемь крупных железобетонных сооружений и шесть сильно укрепленных деревоземляных точек; она преодолела мощные препятствия на своем пути, и это укрепляло уверенность в окончательной победе. Все с нетерпением ждали часа, когда будет получен приказ о нанесении врагу решающего удара. И этот час наступил.

Захватывая дот за дотом, дивизия продвигалась вперед, в глубину укрепленного района. Утром 28 февраля она заняла последний оплот сопротивления противника на этом участке - Ильвес. Таким образом, один из мощных узлов обороны Карельского перешейка был разгромлен. В этом районе дивизия захватила в общей сложности 27 железобетонных огневых точек и 20 каменных и деревоземляных сооружений.

7 апреля 1940 года комбригу Степану Ивановичу Черняку за умелое управление дивизией при прорыве "линии Маннергейма" было присвоено звание Героя Советского Союза.

В1941 году он окончил курсы Высшего командного состава при Академии Генерального штаба. В годы Великой Отечественной войны генерал-лейтенант С.И.Черняк был помощником Командующего Черноморским флотом, командующим армией, заместителем командира стрелкового корпуса, командиром дивизии. С1958 года в запасе.

Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Кутузова 2-й степени, медалями.

Герои училища
Copyright © 2004 - Dmitry Sokolov aka Fa1Con
All Rights Reserved
LenVOKU at mail.ru
Hosted by uCoz